вот:
Если теоретически смотреть на природу стыда, то у детей это чувство возникает очень рано.
читать дальшеИзначально это такое смущение, которое бывает когда приходит, к примеру, кто-то чужой, и ребенок бежит к маме и прячется за нее. Это чувство, которое переживает человек, когда он не чувствует поддержки поля своим внутренним импульсам. Не чувствует одобрения и радости: конечно, делай так, мое солнышко, как хорошо ты это делаешь! Как только ребенок перешагнул границу этого поля, которое все время радуется его действиям, и попадает в чужой мир, у него возникает инстинктивное желание оттуда убежать и прижаться к маме – то есть, попасть туда, где поле поддерживает. Это – генетическое, то, что в древности оберегало детей. Выживали те, которые не убегали далеко, а возвращались.
То есть, основная суть стыда в том, что мы теряем поддержку того процесса, который сейчас в нас происходит. Когда мы не верим в то, что можем быть в этом поддержаны. И для того, чтобы прожить до конца все «запрещенные» чувства, нужно ответить себе на вопрос «кто меня в этом не поддерживает и почему?».
Поддержка происходящих в нас процессов непременно нужна. Если рассматривать этот процесс, то он будет выглядеть примерно так: «Если я сейчас хочу пить – то это хорошо, я ощущаю жажду и могу удовлетворить потребность в жидкости». Мы всегда с теплотой относимся к своим импульсам. В этом суть самоподдержки – в том, чтобы с любовью относиться к своим импульсам и доверять им. А там, где поддержка заканчивается, возникает стыд. От русского слова «стыть». Человек застывает. Процесс саморегуляции останавливается.
Стыд – это самое токсичное чувство, оно сильнее всего парализует процесс жизни. Оно подобно смерти. Лучше стой и не живи, чем следуй за своими импульсами. Замри. Умри.
Вина – это страх, что я что-то разрушу своими импульсами и потребностями. Хотя на самом деле, это взаимосвязано. Если мама не поддерживает меня в моих импульсах, а я себя в этом поддерживаю, и конфронтирую по этому поводу с мамой – то есть, начинаю выращивать собственную, альтернативную «поддерживающую маму» - то та мама, которая есть, разрушится. А кто хочет своих родителей убивать? И это уже вина. Поэтому проще свернуть свою «новую маму». Потому что она разрушает «старую». И тогда я боюсь, что если я последую за своим импульсом – а) я разрушу то, что мне самому важно и б) меня за это тоже накажут. При этом, конечно, следует помнить, что речь идет про «внутреннюю маму».
Причем, вина обычно подвигает на какие-то активные действия – пойти исправить, починить то, что сломалось. Если мне это удается – вроде, вина как-то и поубавилась. А стыд это парализующее чувство, в котором я лишаюсь поддержки своих процессов.
lual
добавки из коментов:
читать дальше
- в корне чувства стыда - отвержение матери. раз я недостоин её любви, лучше мне провалиться на месте, сдохнуть и т.п.
- Или "тогда единственное, что мне остается - провалиться сдохнуть и проч". Плавали, знаем...
- Там беспомощности много. Непонимания, как с этим жить.