воскресенье, 10 октября 2010
вот такая история об истерии
***
Пример отношения Шарко к своим пациенткам иллюстрирует следующая транскрипция публичной демонстрации истерического конвульсионного припадка (индуцированного гипнозом):
ШАРКО: Нажмем еще раз на истериогенную точку (один из ассистентов дотрагивается до живота пациентки) Вот, опять начинается припадок. Иногда пациенты могут закусить себе язык, но это случается нечасто. Обратите внимание на спинную дугу, так верно описанную в медицинской литературе.
ПАЦИЕНТКА (кричит): Матушка, мне страшно!...
ШАРКО: Обратите внимание на взрыв эмоций. Если мы и дальше оставим его без контроля, то очень скоро получим эпилептоидное поведение.
ПАЦИЕНТКА (кричит): Помогите! Помогите мне!... Матушка!...
ШАРКО: Снова прошу обратить вас внимание на эти крики. Так сказать, много шума из ничего.
=============================================================================
читать дальшеПоследователи Шарко пытались превзойти своего учителя и установить этиологию истерии.
Особенно сильным было соперничество между Жане и Фрейдом (впоследствие перешедшее в открытую и непримиримую личную вражду – каждый считал себя автором открытия этиологии истерии). Жане и Фрейд (независимо друг от друга) пришли к выводу, что именно в том, что Шарко считал «бессмысленными вербализациями» мог заключаться секрет истерии – и они стали говорить с пациентками.
После почти 10 лет исследований, в середине 90-х гг. XIX в. Жане – в Париже и Фрейд и Брейер - в Вене сформулировали один и тот же вывод: истерия представляет собой последствие психической травмы. Физиологически неперносимые эмоциональные реакции на травмирующее событие приводили к измененному состоянию сознания, а измененное состояние сознания становилось причиной симптомов истерии. Это измененное состояние сознания Жане назвал «диссоциацией», а Фрейд и Брейер – «двойное сознание». Все признавали сходство измененного состояния сознания, к которому приводила психическая травма и эффектов гипноза.
В целом, выводы были следующими:
- в основе истерических симптомов лежит измененное состояние сознания
- измененное состояние сознания является следствием невозможностью организма адаптироваться к эмоциональным реакциям на травматическое событие
- измененное состояние сознание как следствие психической травмы может возникнуть у любого человека, включая людей высокоинтеллектуальных, наделенных сильной волей, твердым характером и выдающейся критической способностью
- истерические симптомы являются соматическими репрезентациями травматических событий, которые не могли быть интегрированы в память
- улучшение состояния больных происходит, когда травматические события и сопровождающие их эмоции интегрировались в память пациентов с помощью их вербализации (Жанет назвал это «психологическим анализом», Фрейд и Брейер «выходом/разрядкой/катарсисом», а затем Фрейд – «психоанализом»)
- методом интеграции травматических событий является реконструкция прошлого пациентки
Именно реконструкция прошлого пациенток неизменно приводила исследователей к одним и тем же событиям: изнасилование, абьюз и инцест. В 1896 г. Фрейд публикует «Этиологию истерии», в которой открыто заявляет о том, что причиной развития болезни являются «единичные или неоднократные эпизоды преждевременного сексуального опыта, относящиеся к раннему детству». Фрейд считал, что совершил открытие в медицине и ждал славы и признания. Однако, публикация «Этиологии истерии» стала концом исследования психической травмы истерии. Год спустя Фрейд отрёкся от своего понимания этиологии истерии как травматического опыта и не только это – начался процесс демонизации пациента, возложение на него ответственности за болезнь и выкапывания в нем «имманентного зла». Психоанализ, по сути, превратился в наследника клира, законодателя и надсмотрщика за душами и телами , deus ex machina, опирающегося в своих теориях на мифы (неизвестно почему оказавшимися квинтэссенцией человеческого коллективного сознания). Из переписки Фрейда явствует, что он был очень обеспокоен социальном резонансом своей теории этиологии истерии: болезнь была так распространена, что принятие травматической теории ее возникновения было бы развнозначно признанию того, что «перверзные сексуальные акты в отношении детей» (Фрейд) были пандемическим явлением, и не где-нибудь среди обитателей парижского дна или убогих пациентов Бургхольци, а в респектабельной буржуазной среде Вены. Коллеги Фрейда по профессии встретили «Этиологию депрессии» холодным молчанием. Фрейд писал: «Я полностью изолирован,.. лозунгом стало отвернуться от меня и создать вокруг меня пустое пространство». Поставленный перед дилеммой, Фрейд выбирает путь отказа от собственных теорий. С этого момента пациенты станут объектами «морального разбирательства» , а впоследствии Фрейд заявит, что сцены абьюза «были выдуманы моими пациентами». Изучению теории психической травмы был положен конец, а через некоторое время было объявлено, что истерия, как болезнь, больше не существует. Само слово «истерия» превратилось в оскорбление.
Времена изменились, подули другие политические ветры и стало невыгодным само упоминание об истерии. Все знаменитые исследователи истерии (Шарко, Брейер, Фрейд) под давлением «общественного мнения» были вынуждены прекратить исследования и ограничиться прописыванием кокаина направо и налево, в качестве средства для быстрого снятия симптомов. Фрейд зашел дальше других, построив личную славу и благосостояние на мизогинной «культорологической» теории самого оголтелого толка. Единственным исследователем, до конца своей жизни отстаивавший научный подход к проблеме и не отказавшийся от своих взглядов на психическую травму, был Пьер Жане.
Пройдет очень немного времени и вслед за пациентами с истерическими симптомами «моральными убожествами» будут объявлены солдаты Первой Мировой Войны.
(с) accion-positiva
Но вот то, что выявлял Фрейд со товарищи и нетоварищи при опросе пациенток (в основном! большим шоком было, как я помню, в свое время и то, что Фрейд же выявил истерию у мужчин, считалась же чисто женская, "маточная" болезнь) - никуда не исчезло, что-то у меня маячит на краю памяти, что и сейчас психологи часто сталкиваются с тем, что дети вспоминают именно о сексуальном насилии.
Неясно самим психологам (американским, кажется, опять же - все где-то на краю памяти), как толковать эти данные, и сейчас тоже склоняются к мнению, что дети "не всегда верно истолковывают свое прошлое". Но картина вроде бы все равно такая - истерия не истерия, а насилия в отношении детей - сексуального или нет - все равно дохренищи. Очень уж удобный объект.
А Фрейду и его современникам я сильно сочувствую. У них не было ни метода (они его делали на ходу), ни средств проверки, у них была масса предубеждений медицинского и социального свойства - и вот они храбро лезут в такие дебри!!!! Естественно, получают по рогам...
а местами даже и лжив