Commander Salamander. Пафос, романтика, цинизм
psyfactor.org/psyops/terror2-00.htm
Арлин Одергон «Отель "Война". Психологическая динамика вооруженных конфликтов» — М: 2008 г.
Глава"Тактики террора: пытки, разрушение тела и духа"Людей истязают, чтобы, измучив тело жертвы и сломив ее дух, добыть информацию или признание, наказать, обвинить третью сторону или установить в обществе власть террора. Пытки являются основной тактикой осуществления систематического насилия над выбранными в качестве мишени людьми, этническими, религиозными и политическими группами, тактикой проведения этнических чисток, геноцида и подавления потенциальных восстаний. Когда лидеров движений, членов этнических, религиозных или политических групп арестовывают, то целью истязаний становится уничтожение духа сопротивления в человеке, его сообществе или движении.
Мы часто думаем, что пытки применяют только как крайнее средство для получения информации или осуществления наказания. И мало кто знает, что они — тактика устрашения, имеющая целью уничтожить отдельных людей или целые сообщества, исключить возможность появления общественных или политических движений против подавления. Пытки сопровождают все этапы «закручивания гаек» — начиная от тактик эксплуатирования нестабильности и заканчивая призывами ужесточить режим, изданием особых указов, ограничивающих гражданские свободы, использованием тактик демонизации, дегуманизации, узаконивания, притупления чувствительности и преследования лидеров. Многие думают, что пытки применяются редко и где-то далеко, и поэтому их не касаются. В действительности они — обычная вещь в практике подавления и, возможно, даже в их родном городе (1).
До 1980 года проблемой пыток почти не занимались. Инге Генефке из Центра реабилитации и исследования жертв пыток в Копенгагене рассказывает о том, что пытки считались локальным и случайным феноменом. Однако сейчас с точностью можно сказать: «Пытки — феномен не локальный и не случайный, поскольку систематические пытки могут осуществляться только с согласия и при поддержке государства. Пытки — это инструмент власти, который правительства используют для того, чтобы эту власть не потерять» (2). Систематическое нарушение прав человека и методы террора и пыток применяются во всем мире для уничтожения отдельных людей и сообществ с целью захватить и удержать доминирующие позиции. В 1997 году Генефке сказала, что треть мировых правительств пребывает у власти исключительно потому, что применяет пытки для поддержания влияния на собственный народ (3,4).
Пытки применяются не по инициативе пары-тройки «плохих парней». Они систематически практикуются и являются частью спланированных тактик по захвату господства и уничтожению духа потенциального сопротивления. Человека пытают, чтобы уничтожить его личность, лишить его возможности действовать. Пытки созданы для того, чтобы разорвать нити, из которых соткана наша человеческая природа и которые связывают наши сообщества, чтобы унизить, сломить дух и пресечь любую возможность сопротивления власть имущим. Существуют даже учебники, где приведены инструкции по использованию самых эффективных методов пыток (5). Пытки применяют по всему миру в тюрьмах и в ходе силовых акций. «Специалисты» обмениваются методами и оборудованием. Орудия пыток продаются по всему миру (6).
Сломить физическое и психическое сопротивление
Во время пыток человека истязают психически и физически, задача — проломить барьеры чувствительности и эмоциональности, перешагнуть болевой рубеж. Цель пыток — уничтожить личность. Эту тактику террора определяют как попытку убить человека, не доводя его до физической смерти (7). Методы включают в себя причинение жесточайших физических мук — постоянное нанесение одних и тех же телесных травм, прижигание, электрошок, удушение, экстремальные физические условия, такие как жара или холод, удержание туловища в какой-либо позе в течение долгого времени, лишение отдыха и сна, сексуальные издевательства, унижение и изнасилование, психические истязания, такие как сенсорная депривация[8], угрозы расправы, ареста или совершения сексуального насилия над членами семьи, принуждение наблюдать за пытками другого человека или самостоятельно осуществлять их.
[8] Сенсорная депривация (от лат. «sensus» — «чувство, ощущение» и «deprivatio» — «лишение») — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. — Примеч. пер.
Техники пыток создаются с учетом психических и физических возможностей людей. Задача этих техник — вытравить все, что мы называем человеческим, уничтожить личность, искоренить то, что помогло бы объекту пыток восстановиться. Если жертву отпускают на свободу, этот человек зачастую не может вернуться к повседневной жизни. А если он и возвращается в семью, его дети не могут поверить, что это их отец.
Невыразимое: чтобы никогда не вернуться
Чтобы жертва не смогла «вернуться домой», то есть восстановиться, техники пыток предполагают использование привычных вещей и действий, сопровождающих обыденную жизнь истязаемого. Орудиями пыток становятся телефоны, кресла, пластиковые пакеты, вареные яйца, вода и электрические провода. Прогулка шагом, бег и другие повторяющиеся движения превращаются в мучения. Невыносимой становится мысль о любом обыденном действии или предмете обихода (8). Пытки могут проводиться в «медицинской» обстановке, допросы — в «бюрократической». В итоге объект пыток получает сильнейшую психическую травму и не сможет пойти к врачу или чиновнику без того, чтобы ее симптомы не дали о себе знать. В этом и заключается смысл пыток — подавить дух, лишить человека возможности найти убежище. Жертвы пыток часто не рассказывают о происшедшем, не желая, чтобы их близкие страдали. Все человеческое в них осквернено. Они замыкаются в себе, их истории остаются нерассказанными, а если они и решаются поведать кому-то о своей беде, то их слушают с каменными лицами — им не верят, люди не хотят об этом знать.
Когда кого-то незаконно арестовывают и бросают в тюрьму, то могут применять и пытки, давая другим понять, что любое сопротивление будет подавлено. После «Хрустальной ночи» в Германии в 1938 году около 25 тысяч мужчин-евреев были арестованы и отправлены на кратковременное пребывание в концентрационные лагеря — это было до начала массовой отправки в концлагеря и лагеря смерти. О том, что произошло в те дни, почти не говорят, но известно, что многих пытали, а некоторых забили до смерти.
Во всем мире во время конфликтов пытки используют для подавления недовольства и любого, даже ненасильственного, сопротивления. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята в 1984 году и вступила в силу в июне 1987 года. Исследования показывают, что из примерно 20 миллионов человек, которые сегодня во всем мире являются беженцами, переселенцами или перемещенными лицами внутри своей страны, 20-30 процентов подвергались пыткам со стороны своих собственных правительств (9). В поисках защиты эти жертвы пыток получают новую серьезную психическую травму, которая накладывается на огромные личные потери, — люди вынуждены бежать в другое государство, окунаясь в чужую культуру, незнакомую языковую среду, их часто встречают с подозрениями и расистскими предрассудками, а иногда даже закрывают перед ним двери.
Все мы становимся невольными соучастниками этого преступления, когда отказываемся осознать, насколько широко распространено применение пыток и как страдают беженцы, их перенесшие. Жертвы пыток молчат, и общество не задается лишними вопросами. Осознать, что такое пытки, очень трудно именно потому, что это разрушает наши представления о «человечности». Но еще сложнее понять, как происходит узаконивание этих техник в социальных структурах, созданных для защиты населения и цивилизации. Ужасный и одновременно интересный факт: инфраструктура, используемая для проведения пыток в тюрьмах и полицейских участках, часто является самым постоянным, что есть в обществе. Может измениться режим, а вместе с ним и главенствующие политические, общественные и культурные установки, но система пыток остается неизменной (10).
Фотографии из Ирака, впервые появившиеся в апреле-мае 2004 года, демонстрируют, как американские солдаты пытали иракцев в тех же самых тюрьмах, которые использовались для пыток при режиме Саддама Хусейна.
Людей пытают в тюрьмах, полицейских участках и центрах временного содержания заключенных по всему миру, в том числе и во многих демократических государствах Европы и в Америке. Пытки применяют и к «обычным» преступникам, и к политзаключенным. И, хотя в последние годы международное сообщество продвинулось вперед по пути признания этой проблемы и был сделан ряд шагов по выявлению и запрету пыток и других жестоких и унизительных наказаний, тем не менее пытки часто продолжают воспринимать как единичные происшествия, а не как проблему в системе власти, явно или тайно санкционированную (11).
Любой ценой, невзирая на все преграды
Жестокие пытки часто считают крайним проявлением агрессии и насилия, выходящим за рамки закона и судебной системы в целом. Но если посмотреть на историю и современное положение вещей, то можно увидеть, что пытки зачастую формируют эту самую судебную систему. Многие правительства поддерживают «порядок», подавляя оппозицию запугиванием и применением силы, включая пытки. Хотя пытки находятся вне норм международного права и военных конвенций, их все же продолжают использовать в качестве военной стратегии.
И я задаюсь вопросом: отражает ли эта тактика лишь нашу жестокость, склонность к доминированию и стремление получать желаемое любой ценой или она есть также и отражение силы человеческого духа? Ведь если бы люди были более слабыми, то к ним не пришлось бы применять такие ужасные меры. Невозможно доминировать, не прибегнув к средствам террора. Но даже если к ним прибегнуть, в конечном итоге они не дают желаемого результата. Люди, не сломленные пытками, иногда подтверждают эту мою мысль о нерушимой силе духа.
Те, кто выживает после попыток мучителя унизить, уничтожить их личность, физические и эмоциональные составляющие индивидуальности, лишить возможности сопротивляться, часто до конца своих дней ощущают последствия этой психической травмы. Вместе с тем некоторые из жертв пыток рассказывают: их дух превозмог все жестокости, и они почувствовали связь с чем-то священным, находящимся за пределами их личной истории, за пределами власти, силы и устрашения: они освободились от этих тисков, они — больше не жертвы. Они словно бы вдруг перестали придавать значение власти в ее нелепых и отвратительных проявлениях.
Арлин Одергон «Отель "Война". Психологическая динамика вооруженных конфликтов» — М: 2008 г.
Глава"Тактики террора: пытки, разрушение тела и духа"Людей истязают, чтобы, измучив тело жертвы и сломив ее дух, добыть информацию или признание, наказать, обвинить третью сторону или установить в обществе власть террора. Пытки являются основной тактикой осуществления систематического насилия над выбранными в качестве мишени людьми, этническими, религиозными и политическими группами, тактикой проведения этнических чисток, геноцида и подавления потенциальных восстаний. Когда лидеров движений, членов этнических, религиозных или политических групп арестовывают, то целью истязаний становится уничтожение духа сопротивления в человеке, его сообществе или движении.
Мы часто думаем, что пытки применяют только как крайнее средство для получения информации или осуществления наказания. И мало кто знает, что они — тактика устрашения, имеющая целью уничтожить отдельных людей или целые сообщества, исключить возможность появления общественных или политических движений против подавления. Пытки сопровождают все этапы «закручивания гаек» — начиная от тактик эксплуатирования нестабильности и заканчивая призывами ужесточить режим, изданием особых указов, ограничивающих гражданские свободы, использованием тактик демонизации, дегуманизации, узаконивания, притупления чувствительности и преследования лидеров. Многие думают, что пытки применяются редко и где-то далеко, и поэтому их не касаются. В действительности они — обычная вещь в практике подавления и, возможно, даже в их родном городе (1).
До 1980 года проблемой пыток почти не занимались. Инге Генефке из Центра реабилитации и исследования жертв пыток в Копенгагене рассказывает о том, что пытки считались локальным и случайным феноменом. Однако сейчас с точностью можно сказать: «Пытки — феномен не локальный и не случайный, поскольку систематические пытки могут осуществляться только с согласия и при поддержке государства. Пытки — это инструмент власти, который правительства используют для того, чтобы эту власть не потерять» (2). Систематическое нарушение прав человека и методы террора и пыток применяются во всем мире для уничтожения отдельных людей и сообществ с целью захватить и удержать доминирующие позиции. В 1997 году Генефке сказала, что треть мировых правительств пребывает у власти исключительно потому, что применяет пытки для поддержания влияния на собственный народ (3,4).
Пытки применяются не по инициативе пары-тройки «плохих парней». Они систематически практикуются и являются частью спланированных тактик по захвату господства и уничтожению духа потенциального сопротивления. Человека пытают, чтобы уничтожить его личность, лишить его возможности действовать. Пытки созданы для того, чтобы разорвать нити, из которых соткана наша человеческая природа и которые связывают наши сообщества, чтобы унизить, сломить дух и пресечь любую возможность сопротивления власть имущим. Существуют даже учебники, где приведены инструкции по использованию самых эффективных методов пыток (5). Пытки применяют по всему миру в тюрьмах и в ходе силовых акций. «Специалисты» обмениваются методами и оборудованием. Орудия пыток продаются по всему миру (6).
Сломить физическое и психическое сопротивление
Во время пыток человека истязают психически и физически, задача — проломить барьеры чувствительности и эмоциональности, перешагнуть болевой рубеж. Цель пыток — уничтожить личность. Эту тактику террора определяют как попытку убить человека, не доводя его до физической смерти (7). Методы включают в себя причинение жесточайших физических мук — постоянное нанесение одних и тех же телесных травм, прижигание, электрошок, удушение, экстремальные физические условия, такие как жара или холод, удержание туловища в какой-либо позе в течение долгого времени, лишение отдыха и сна, сексуальные издевательства, унижение и изнасилование, психические истязания, такие как сенсорная депривация[8], угрозы расправы, ареста или совершения сексуального насилия над членами семьи, принуждение наблюдать за пытками другого человека или самостоятельно осуществлять их.
[8] Сенсорная депривация (от лат. «sensus» — «чувство, ощущение» и «deprivatio» — «лишение») — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. — Примеч. пер.
Техники пыток создаются с учетом психических и физических возможностей людей. Задача этих техник — вытравить все, что мы называем человеческим, уничтожить личность, искоренить то, что помогло бы объекту пыток восстановиться. Если жертву отпускают на свободу, этот человек зачастую не может вернуться к повседневной жизни. А если он и возвращается в семью, его дети не могут поверить, что это их отец.
Невыразимое: чтобы никогда не вернуться
Чтобы жертва не смогла «вернуться домой», то есть восстановиться, техники пыток предполагают использование привычных вещей и действий, сопровождающих обыденную жизнь истязаемого. Орудиями пыток становятся телефоны, кресла, пластиковые пакеты, вареные яйца, вода и электрические провода. Прогулка шагом, бег и другие повторяющиеся движения превращаются в мучения. Невыносимой становится мысль о любом обыденном действии или предмете обихода (8). Пытки могут проводиться в «медицинской» обстановке, допросы — в «бюрократической». В итоге объект пыток получает сильнейшую психическую травму и не сможет пойти к врачу или чиновнику без того, чтобы ее симптомы не дали о себе знать. В этом и заключается смысл пыток — подавить дух, лишить человека возможности найти убежище. Жертвы пыток часто не рассказывают о происшедшем, не желая, чтобы их близкие страдали. Все человеческое в них осквернено. Они замыкаются в себе, их истории остаются нерассказанными, а если они и решаются поведать кому-то о своей беде, то их слушают с каменными лицами — им не верят, люди не хотят об этом знать.
Когда кого-то незаконно арестовывают и бросают в тюрьму, то могут применять и пытки, давая другим понять, что любое сопротивление будет подавлено. После «Хрустальной ночи» в Германии в 1938 году около 25 тысяч мужчин-евреев были арестованы и отправлены на кратковременное пребывание в концентрационные лагеря — это было до начала массовой отправки в концлагеря и лагеря смерти. О том, что произошло в те дни, почти не говорят, но известно, что многих пытали, а некоторых забили до смерти.
Во всем мире во время конфликтов пытки используют для подавления недовольства и любого, даже ненасильственного, сопротивления. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята в 1984 году и вступила в силу в июне 1987 года. Исследования показывают, что из примерно 20 миллионов человек, которые сегодня во всем мире являются беженцами, переселенцами или перемещенными лицами внутри своей страны, 20-30 процентов подвергались пыткам со стороны своих собственных правительств (9). В поисках защиты эти жертвы пыток получают новую серьезную психическую травму, которая накладывается на огромные личные потери, — люди вынуждены бежать в другое государство, окунаясь в чужую культуру, незнакомую языковую среду, их часто встречают с подозрениями и расистскими предрассудками, а иногда даже закрывают перед ним двери.
Все мы становимся невольными соучастниками этого преступления, когда отказываемся осознать, насколько широко распространено применение пыток и как страдают беженцы, их перенесшие. Жертвы пыток молчат, и общество не задается лишними вопросами. Осознать, что такое пытки, очень трудно именно потому, что это разрушает наши представления о «человечности». Но еще сложнее понять, как происходит узаконивание этих техник в социальных структурах, созданных для защиты населения и цивилизации. Ужасный и одновременно интересный факт: инфраструктура, используемая для проведения пыток в тюрьмах и полицейских участках, часто является самым постоянным, что есть в обществе. Может измениться режим, а вместе с ним и главенствующие политические, общественные и культурные установки, но система пыток остается неизменной (10).
Фотографии из Ирака, впервые появившиеся в апреле-мае 2004 года, демонстрируют, как американские солдаты пытали иракцев в тех же самых тюрьмах, которые использовались для пыток при режиме Саддама Хусейна.
Людей пытают в тюрьмах, полицейских участках и центрах временного содержания заключенных по всему миру, в том числе и во многих демократических государствах Европы и в Америке. Пытки применяют и к «обычным» преступникам, и к политзаключенным. И, хотя в последние годы международное сообщество продвинулось вперед по пути признания этой проблемы и был сделан ряд шагов по выявлению и запрету пыток и других жестоких и унизительных наказаний, тем не менее пытки часто продолжают воспринимать как единичные происшествия, а не как проблему в системе власти, явно или тайно санкционированную (11).
Любой ценой, невзирая на все преграды
Жестокие пытки часто считают крайним проявлением агрессии и насилия, выходящим за рамки закона и судебной системы в целом. Но если посмотреть на историю и современное положение вещей, то можно увидеть, что пытки зачастую формируют эту самую судебную систему. Многие правительства поддерживают «порядок», подавляя оппозицию запугиванием и применением силы, включая пытки. Хотя пытки находятся вне норм международного права и военных конвенций, их все же продолжают использовать в качестве военной стратегии.
И я задаюсь вопросом: отражает ли эта тактика лишь нашу жестокость, склонность к доминированию и стремление получать желаемое любой ценой или она есть также и отражение силы человеческого духа? Ведь если бы люди были более слабыми, то к ним не пришлось бы применять такие ужасные меры. Невозможно доминировать, не прибегнув к средствам террора. Но даже если к ним прибегнуть, в конечном итоге они не дают желаемого результата. Люди, не сломленные пытками, иногда подтверждают эту мою мысль о нерушимой силе духа.
Те, кто выживает после попыток мучителя унизить, уничтожить их личность, физические и эмоциональные составляющие индивидуальности, лишить возможности сопротивляться, часто до конца своих дней ощущают последствия этой психической травмы. Вместе с тем некоторые из жертв пыток рассказывают: их дух превозмог все жестокости, и они почувствовали связь с чем-то священным, находящимся за пределами их личной истории, за пределами власти, силы и устрашения: они освободились от этих тисков, они — больше не жертвы. Они словно бы вдруг перестали придавать значение власти в ее нелепых и отвратительных проявлениях.
@темы: реконструкция