Периодический субботний бонус - то, что не ложится в тему следующей недели, но по какой-то причине осталось "хвостом" и не вошло в публикации этой. Сейчас "хвост" есть, но в субботу я буду очень занят. Поэтому вот:Записки сумасшедшего: Марин, провинция Понтеведра Вот, пожалуй, самое-самое из всех «это уж слишком» в моей истории или в истории, которая выдает себя за мою: кажется, мой отец был военным моряком, кажется, мы друг друга ненавидели, кажется, я влюбился в военного моряка и любил его до конца. Куда уж дальше? Это настолько… отдает хрестоматией и психологизмом самого примитивного толка, что… В общем, мне было бы стыдно вставлять такой поворот в сочиняемую историю. Я удавился бы, но не допустил такого сюжета. Ей-богу, я хороший сочинитель. Это уж слишком. Как говорится, Фрейд бы плакал.
читать дальшеНадо бы записать, почему я думаю, что мой отец был военным моряком. Это просто, конечно: «мой маленький морячок» и «наследник». Я отчетливо понимал это в конце той сессии про Рождество. Может быть, этого недостаточно, чтобы делать окончательные выводы, но за неимением более обоснованной версии я пока останусь при этой.
А потом я осматривался в районе Понтеведры, что там к чему. Я не был уверен, что этот населенный пункт как-то относится к моей истории, как не был уверен и в том, что это фамилия. Но я осматривался в том районе с помощью карт и интернета, и обнаруживал замки и старые дома, крепость Монтерреаль в Байоне, стены которой сложены из серых каменных блоков, затянутых пятнами лишайника – впрочем, в том краю все крепостные стены и замки, да и старые дома зачастую, сложены из серых каменных блоков. Интересно, почему я сразу решил, что это замок? Знакомые мне до того замки Восточной Пруссии, которых она навидалась в детстве, сложены из красного кирпича, бойницы в них другой формы, что объясняется свойствами строительного материала. Эти – светло-серые и просто другие.
К сожалению, я не могу просмотреть фотографии замков Галисии и с определенностью сказать: вот этот, или вот тот. Я отчетливо видел маленький кусочек крепостной стены и одно помещение изнутри – ту комнату, приспособленную под детскую, или просто временный ночлег, этого я тоже не знаю. Но даже если бы сейчас мне показали фотографии этих фрагментов, я не смог бы их узнать, и не в том дело, что прошло лет семьдесят. В доступных мне сейчас воспоминаниях я видел их – если мы на время согласимся, что видел, - ребенком не старше четырех-пяти лет. Насколько по-другому воспринимаются размеры предметов, трудно себе представить. Взрослый, стоявший бы рядом со мной в тот момент, видел бы все совсем по-другому.
Увы, мне не на что опереться. Я узнал, что крепость Монтерреаль в Байоне (провинция Понтеведра) давно не имеет военного значения. Но также узнал, что старый город Понтеведра окружен крепостной стеной. Может быть, не замок, а только стена? В большом старом доме наверняка найдется подходящая комната для спальни – такой, какую я видел. Еще я узнал, что порт Понтеведры расположены в 7 км от города, в небольшом городке по имени Марин. И вот там-то меня ожидал сюрприз.
В Марине располагалась военно-морская база, морской полигон, а также, с 1931 года, морское артиллерийское училище. В 1943 году (мне было где-то от трех до пяти) туда из Сан-Фернандо было переведено военно-морское училище, готовившее офицеров для ВМФ Испании. Оно там и до сих пор.
Ах, так он еще и «училка»! – восхитился я. Вот откуда его педагогические приемы и охота гонять ребенка по холмам с секундомером.
Не подумайте, что я совсем свихнулся. Если я говорю, что мне не на что опереться – значит, я понимаю, что это все так, предположения, висящие в воздухе. Но почему-то информация об училище в Марине меня ужасно разо… Я собирался написать «развеселила», но обнаружил, что стремительно набираю другое слово. Разозлили меня эти новости, и развеселили тоже. Смешанные чувства я испытываю, думая об этом.
Но знаете, от чего бы Фрейд действительно растрогался?
Я собираю информацию достаточно бессистемно. Кусочек паззла туда, кусочек паззла сюда. Этот обрывочек к той теме, тот – к этой. Меня интересует сразу всё, и у меня нет списка источников, в которых я могу обнаружить нужную информацию. Поэтому, что найдется – тому и рад. И бывает, что между обнаружением разрозненных кусочков одной темы проходят месяцы. Вот так получилось и тут: полгода спустя информация об училище в Марине дополнилась сведениями об учебной шхуне «Галатея». Спасибо Википедии, фотографии парусника шотландской постройки я нашел довольно легко.
Я хохотал. За что, за что мне такое? – восклицал я. Я легко обошелся бы без этих навязчивых совпадений. Прекрасная «Эсмеральда», явная гордость и тайный позор чилийской Армады, учебный корабль, обожаемая «Белая Дама», ставшая в 1973 плавучей тюрьмой, а заодно и место службы того, который был «мой».
Нет, правда, это уж слишком. Я бы с радостью и облегчением сказал: эк я завернул-то всё, вот это сюжет! Ну и бредятина!
Но я не знал о «Галатее», когда в первый раз проснулся от кошмара, в котором мне снилась «Эсмеральда» у заснеженных берегов чилийского юга. Сон был короткий, одно мгновение, и вполне мирный: просто корабль, просто причал, просто горы в полосах снега. Я рванулся из него, как ошпаренный, я колотил руками по постели и чуть не зашиб своего друга, пытаясь найти его, чтобы схватиться за руку. Я не знал и до сих пор не знаю, что меня так испугало, но трясло меня потом долго. Были и еще моменты…
Я не придумывал своему отцу «Галатею» для полного сходства. Я не придумывал «Эсмеральду» Хорхе. Я не ожидал ни одного, ни второго парусника. Однако они здесь.
Мне, в общем, без разницы, поверит ли мне хоть один человек на свете.
Сам-то я знаю.
И что мне делать с этим знанием и моей еще недавно такой прочной картиной мира, в которую это знание втыкается, как нос Буратино в разрисованный холст.
Разговоры на полях: Недоказуемое
- Когда нет информации, остаются только фантазии. И человечество фантазирует о том, что там после смерти... – разводит руками К.
Лу серьезно кивает, отвечая ей:
- И ученые фантазируют, что после смерти ничего нет.
- Ну да. Но это же невозможно доказать.
- Точно так же, как все остальные варианты...
- Ммм…
- Угу.
- Да, - соглашается К.
@темы:
человек, которого нет