Commander Salamander. Пафос, романтика, цинизм
МЕА́НДР (греч. maiandros, лат. meander; meatus — "движение, течение, круговорот") — в античном искусстве — мотив орнамента геометрического стиля, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. По одной из версий, элемент этого орнамента происходит от изображения капкана, охотничьей ловушки для зверя. На этом основании меандр считают разновидностью лабиринта. В то же время очевидна его связь с мотивом креста — свастики — символа огня и вечного движения (рис. 343). В древнегреческой вазописи архаического периода и в ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII—VI вв. до н. э. мотивы меандра и свастики встречаются рядом. Спирали, круги, свастики (см. Солнце), так же как и волны (мотив воды), зигзаги (знаки молнии и грома), изображены на глиняных сосудах из Суз в Месопотамии и каменных с о. Наксоса (см. Киклад искусство). Поэтому есть основания считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий и только позднее его стали связывать с извилистым руслом реки Меандрос (ныне Большой Мендерес) в западной части Малой Азии. В начале I в. н. э. об этом упоминает Страбон: "Течение реки становится столь извилистым, что от этого всякие извилины даже называются меандрами"1. Однако из этого высказывания неясна логика происхождения названия, можно полагать, что название реки также произошло по ассоциации с древнейшим мотивом движения (сравн. греч. maieia — "повивальное искусство, движение жизни"; санск. maja — "движение, превращение"; см. Майя). Орнамент, идентичный древнегреческому, получил распространение в Древнем Китае. Его можно видеть в неолитической керамике (см. каменного века искусство), изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.). В Китае мотив меандра трактовали как "узоры грома" (см. лэй вэнь; близкий мотив: "китайские облака"). В Японии аналогичный орнамент изображал волну и назывался рюсуймон ("бегущая вода"). Такой же зигзагообразный орнамент известен в древнеамериканском искусстве. В период античной классики в меандре возобладало абстрактное начало — абсолютный ритм, метрическая сетка, имеющая в основе несколько вытянутый прямоугольник (архитекторы называют такую фигуру "неравносторонним квадратом"). Непрерывность меандра и его асимметрия (направленность в одну сторону) идеально выражают непрерывное движение. Поэтому меандр используется в качестве декора фризов, архитектурных тяг, пилястров, наличников. В искусстве Рима чаще применяли "двойной меандр" с наложением двух зигзагов и метрическим сдвигом "на полшага", в результате чего в точке пересечения зигзагов образуется свастика. Такой меандр украшает горизонтальный пояс "Алтаря Мира Августа" в Риме (рис. 344; см. также т. 1, рис. 202). В искусстве европейского Классицизма XVIII—XIX вв. мотив меандра называли "bordure a la grecque" (франц., "бордюр по-гречески"; см. Неоклассицизм). Характерно также, что в архитектуре раннего русского классицизма, в частности в зданиях Петербурга второй половины XVIII в., обычно используется простой меандр, а в декоре фризов зданий начала XIX в. (см. русский, или петербургский, ампир) чаще встречается двойной меандр со свастикой, создающий бо́льшую игру светотени и более жесткую, насыщенную фактуру.
Алтарь Мира Августа: ancientrome.ru/art/artwork/sculp/rom/relief/ara...
Образцы меандра:
bloggermymaze.files.wordpress.com/2012/05/maean...
и

больше меандров, хороших и разных!
Кольцо было с меандром.
С сентября 2004 я не перестаю думать о нем.
Алтарь Мира Августа: ancientrome.ru/art/artwork/sculp/rom/relief/ara...
Образцы меандра:
bloggermymaze.files.wordpress.com/2012/05/maean...
и

больше меандров, хороших и разных!
Кольцо было с меандром.
С сентября 2004 я не перестаю думать о нем.
буду знать
Крым, морской галечный берег, примерно посередине между Форосом и Ялтой;
я захожу в воду - и солнечный луч на дне высвечивает вспышку
Я к ней - а оно там! Серебряное, на крупную руку, и с меандрами, как я теперь понимаю;
вокруг - никого, кто стоял бы с растерянным видом... так что я надела его на большой палец и с благодарностью морским конькам унесла с собой )