Commander Salamander. Пафос, романтика, цинизм
videocentury.ru/332/Studencheskie-volneniya-v-1...
expert.ru/russian_reporter/2008/16/god_velikogo...
Вспомнил, фильм - "Мечтатели".
Франция, 57 - 68
читать дальше1957: общенациональная забастовка и манифестация в Париже с требованием повысить учебные пособия.
1958: Акции протеста с требованием увеличения числа учебных помещений и стипендии.
1958—1961: демонстрации против войны в Алжире, столкновения с полицией.
1961: правительственные меры против Национального союза французских студентов (фр. Union nationale des étudiants de France — UNEF) (сокращение пособий).
Март 1961: национальная забастовка и манифестация против отмены отсрочек службы в армии для студентов.
1962: реформирование медицинского, юридического, фармацевтического и научного факультетов (введение специализации в образовании).
1963: реформа Фуше (фр. Fouchet) — разделение обучения на долгий и короткий курсы (драконовские меры по отбору абитуриентов). Забастовка против плана Фуше. Забастовка против высокой платы за студенческое жилье.
1964: отказ правительства отменить реформу Фуше. Правительство пресекает проведение 4 заседаний совета по делам университетов UNEF.
1965: восстановление финансирования UNEF. Забастовки и манифестации против повышения платы за обучение.
Июнь 1966: ложное объявление о прекращении селективных мер плана Фуше.
Ноябрь 1966: реализация первого этапа плана Фуше (создание высших технических школ — фр. Institut universitaire de technologie (IUT)).
1965—1968: национальное движение студентов в университетских городках против войны во Вьетнаме. Забастовки против плана Фуше.
Октябрь 1967: второй этап плана Фуше. Большая манифестация против плана Фуше.
1968: план Эдгара Фора (Edgar Faure) (усиление университетской автономии, ослабление вмешательства государства).
1968: Движение 22 Марта.
1968: Всеобщая национальная забастовка против репрессий 6 мая.
А в Штатах 50-е и начало 60-х:
читать дальше
student.revkom.com/lib/timoshenko.htm
В 1958 г. было образовано студенческое отделение СЕЙН, а в 1959 г. возник "Союз студентов, выступающих за мир" (ССМ). Деятельность антивоенных молодежных организаций заключалась в распространении [литературы, проведении дискуссий и митингов, на которых осуждались испытания ядерного оружия и создание новых видов оружия массового уничтожения. Протестуя против гонки вооружений, проводимой США, они смогли избавиться от антикоммунистических и антисоветских предрассудков. Антивоенные силы в 50-е гг. в основном занимали прозиции так называемого "третьего лагеря", обвиняя в увеличении ядерной угрозы как США, так и СССР.
Определенный отход от пацифистских позиций наметился к концу 50-х гг. Как вспоминал один из лидеров протестующей молодежи того времени Т. Хейден, многие молодые люди начинали считать, что политика "холодной войны" и гонки ядерных воружений не только самоубийственна, но и имеет опасные последствия для жизни страны, создавая угрозу демократии, истерию антикоммунизма, усиливая власть военно-промышленного комплекса и бюрократизацию общественной жизни. Антивоенно настроенные студенты от просветительской деятельности все больше переходили к активным выступлениям, в частности, ССМ был организатором нескольких демонстраций в 1959 и 1960 гг.
Большое воздействие на подъем политической активности в конце 50-х гг. оказало движение за гражданские права негритянского населения. Борьба негров против расизма, дискриминации и сегрегации получила широкую поддержку среди американского студенчества, которое воспринимало угнетение черных американцев как воплощение недостатков американского общества. Проявлением солидарности с борьбой негров стали выступления студентов против дискриминации негритянских студентов в высших учебных заведениях, против действий консервативных студенческих братств, поддерживавших расовую сегрегацию. После решения Верховного суда в 1954 г. о десегрегации школьного обучения широкий размах приобрели выступления с требованиями о претворении в жизнь этого решения. В частности, в Вашингтоне в 1957 и 1958 гг. были проведены Марши молодежи за интегрированные школы, в последнем из них участвовало до 15 тыс. человек. Участвуя в движении за гражданские права, многие молодые американцы столкнулись с неприглядными сторонами американской действительности, стали задумываться о причинах социальной несправедливости в стране.
Выступления студенчества за гражданские свободы, участие в борьбе за мир, за гражданские права свидетельствовали, что к концу 50-х гг. американская молодежь все больше приобретала интерес к общественным проблемам. Даже такой консервативный автор, как У. Ростоу, признавал: "Тот, кто преподавал в конце 50-х гг., знает, как глубока была озабоченность студентов судьбами страны в ядерный век и как сильно было стремление к гуманистическим идеалам".
Значительная часть студентов, выступавшая с критикой внутренней и внешней политики, воспринимала недостатки общества как отклонение от традиционных американских идеалов и видела решение острых проблем на путях претворения в жизнь принципов буржуазной демократии. В основе политической активности студенчества на рубеже 50-60-х гг. лежали либеральные идеологические представления, но в то же время молодежь отказывалась связывать свои интересы с либеральными кругами и их организациями, считая их виновными в предательстве идеалов и в капитуляции перед американской реакцией в годы маккартизма.
Среди прогрессивно настроенной молодежи наблюдалось стремление к организационной и Идейно-политической самостоятельности. Оно проявилось в создании групп и организаций молодой интеллигенции и студенчества, ставивших целью как активную политическую деятельность, так и выработку идейно-теоретической хлатформы, воплощающей их представления о путях преобразования американского общества. Такие группы действовали в Чикагском, Висконсинском, Колумбийском и Гарвардском университетах, в колледжах Берлин и Свартмор. Члены этих студенческих групп )нимали сильные позиции в СЛИД и в 1959 г. переименовали организацию, назвав ее "Студенты за демократическое общество". (СДО). Негритянские студенты, участвовавшие в движении за гражданские права, дали в 1960 г. свою организацию - "Студенческий коодинационный комитет ненасильственных действий" СККНД. Именно эти организации впоследствии ставили основу "нового левого" движения в США.
Развитие событий на рубеже 50-60-х гг. показало, что надежды правящего класса на укрепление политической стабильности и ослабление классовых конфликтов оправдались. Обострение противоречий послевоенного американского капитализма вело к росту недовольства молодого поколения внутренней и внешней политикой, отчуждению многих молодых американцев от общества. Потребность в гуманистическом идеале, общественно значимой цели обусловила оппозиционные выступления студенчества за демократические права и свободы, против ядерной угрозы и гонки вооружений, поддержку борьбы негров против расизма
...
Протест молодежных и студенческих организации вызывала внешняя политика администрации, направленная на продолжение "холодной войны" и гонки вооружений, подавление борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки за свободу и независимость. После неудавшейся попытки интервенции на Кубу в апреле 1961 г. молодежпыми и студенческими организациями был создан "Комитет за справедливое отношение к Кубе", который сумел провести несколько массовых демонстраций. В феврале 1962 г. "Союз студентов, выступающих за мир" организовал общенациональное антивоенное выступление у Белого дома. Показателем меняющихся настроений молодежи было и решительное осуждение "новыми левыми" патологического антикоммунизма, который использовался для оправдания агрессивной внешней политики, преследования прогрессивных сил внутри страны. До середины 60-х гг. прогрессивные молодежные организации не отказывались полностью от сотрудничества с либеральными кругами, в частности, с левым крылом демократической партии, так как видели в этом возможность воздействовать на политику правительства и добиваться удовлетворения своих требований.
...
Но уже в 1965 г. "новые левые" стали подвергать критике не только конкретные действия администрации, но и идеи буржуазного либерализма в целом. В докладе, подготовленном для Национальной комиссии по изучению причин и предотвращению насилия, отмечалось, что молодые активисты "всерьез воспринимали те идеалы, которым их учили, и видели, что эти идеалы отвергаются существующей политической системой в реальной жизни. Понимание того, что они очень мало могут исправить, действуя через обычные политические каналы, порождало у наиболее идеалистически настроенных и энергичных студентов чувство крушения всех надежд".
Великобритания:
читать дальшеНо до 1960-х годов студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х годов. В 1965 году 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали об альтернативных ненасильственных способах протеста, а также акция протеста в Лондонской школе экономики против правительства Йена Смита в Родезии.
В 1966 году появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 году по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100-тысячная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х годов, организовав за это время 80-тысячную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро (англ. Jack Straw) руководителем NUS в ЮАР. Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами[7], улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.
expert.ru/russian_reporter/2008/16/god_velikogo...
Вспомнил, фильм - "Мечтатели".
Франция, 57 - 68
читать дальше1957: общенациональная забастовка и манифестация в Париже с требованием повысить учебные пособия.
1958: Акции протеста с требованием увеличения числа учебных помещений и стипендии.
1958—1961: демонстрации против войны в Алжире, столкновения с полицией.
1961: правительственные меры против Национального союза французских студентов (фр. Union nationale des étudiants de France — UNEF) (сокращение пособий).
Март 1961: национальная забастовка и манифестация против отмены отсрочек службы в армии для студентов.
1962: реформирование медицинского, юридического, фармацевтического и научного факультетов (введение специализации в образовании).
1963: реформа Фуше (фр. Fouchet) — разделение обучения на долгий и короткий курсы (драконовские меры по отбору абитуриентов). Забастовка против плана Фуше. Забастовка против высокой платы за студенческое жилье.
1964: отказ правительства отменить реформу Фуше. Правительство пресекает проведение 4 заседаний совета по делам университетов UNEF.
1965: восстановление финансирования UNEF. Забастовки и манифестации против повышения платы за обучение.
Июнь 1966: ложное объявление о прекращении селективных мер плана Фуше.
Ноябрь 1966: реализация первого этапа плана Фуше (создание высших технических школ — фр. Institut universitaire de technologie (IUT)).
1965—1968: национальное движение студентов в университетских городках против войны во Вьетнаме. Забастовки против плана Фуше.
Октябрь 1967: второй этап плана Фуше. Большая манифестация против плана Фуше.
1968: план Эдгара Фора (Edgar Faure) (усиление университетской автономии, ослабление вмешательства государства).
1968: Движение 22 Марта.
1968: Всеобщая национальная забастовка против репрессий 6 мая.
А в Штатах 50-е и начало 60-х:
читать дальше
student.revkom.com/lib/timoshenko.htm
В 1958 г. было образовано студенческое отделение СЕЙН, а в 1959 г. возник "Союз студентов, выступающих за мир" (ССМ). Деятельность антивоенных молодежных организаций заключалась в распространении [литературы, проведении дискуссий и митингов, на которых осуждались испытания ядерного оружия и создание новых видов оружия массового уничтожения. Протестуя против гонки вооружений, проводимой США, они смогли избавиться от антикоммунистических и антисоветских предрассудков. Антивоенные силы в 50-е гг. в основном занимали прозиции так называемого "третьего лагеря", обвиняя в увеличении ядерной угрозы как США, так и СССР.
Определенный отход от пацифистских позиций наметился к концу 50-х гг. Как вспоминал один из лидеров протестующей молодежи того времени Т. Хейден, многие молодые люди начинали считать, что политика "холодной войны" и гонки ядерных воружений не только самоубийственна, но и имеет опасные последствия для жизни страны, создавая угрозу демократии, истерию антикоммунизма, усиливая власть военно-промышленного комплекса и бюрократизацию общественной жизни. Антивоенно настроенные студенты от просветительской деятельности все больше переходили к активным выступлениям, в частности, ССМ был организатором нескольких демонстраций в 1959 и 1960 гг.
Большое воздействие на подъем политической активности в конце 50-х гг. оказало движение за гражданские права негритянского населения. Борьба негров против расизма, дискриминации и сегрегации получила широкую поддержку среди американского студенчества, которое воспринимало угнетение черных американцев как воплощение недостатков американского общества. Проявлением солидарности с борьбой негров стали выступления студентов против дискриминации негритянских студентов в высших учебных заведениях, против действий консервативных студенческих братств, поддерживавших расовую сегрегацию. После решения Верховного суда в 1954 г. о десегрегации школьного обучения широкий размах приобрели выступления с требованиями о претворении в жизнь этого решения. В частности, в Вашингтоне в 1957 и 1958 гг. были проведены Марши молодежи за интегрированные школы, в последнем из них участвовало до 15 тыс. человек. Участвуя в движении за гражданские права, многие молодые американцы столкнулись с неприглядными сторонами американской действительности, стали задумываться о причинах социальной несправедливости в стране.
Выступления студенчества за гражданские свободы, участие в борьбе за мир, за гражданские права свидетельствовали, что к концу 50-х гг. американская молодежь все больше приобретала интерес к общественным проблемам. Даже такой консервативный автор, как У. Ростоу, признавал: "Тот, кто преподавал в конце 50-х гг., знает, как глубока была озабоченность студентов судьбами страны в ядерный век и как сильно было стремление к гуманистическим идеалам".
Значительная часть студентов, выступавшая с критикой внутренней и внешней политики, воспринимала недостатки общества как отклонение от традиционных американских идеалов и видела решение острых проблем на путях претворения в жизнь принципов буржуазной демократии. В основе политической активности студенчества на рубеже 50-60-х гг. лежали либеральные идеологические представления, но в то же время молодежь отказывалась связывать свои интересы с либеральными кругами и их организациями, считая их виновными в предательстве идеалов и в капитуляции перед американской реакцией в годы маккартизма.
Среди прогрессивно настроенной молодежи наблюдалось стремление к организационной и Идейно-политической самостоятельности. Оно проявилось в создании групп и организаций молодой интеллигенции и студенчества, ставивших целью как активную политическую деятельность, так и выработку идейно-теоретической хлатформы, воплощающей их представления о путях преобразования американского общества. Такие группы действовали в Чикагском, Висконсинском, Колумбийском и Гарвардском университетах, в колледжах Берлин и Свартмор. Члены этих студенческих групп )нимали сильные позиции в СЛИД и в 1959 г. переименовали организацию, назвав ее "Студенты за демократическое общество". (СДО). Негритянские студенты, участвовавшие в движении за гражданские права, дали в 1960 г. свою организацию - "Студенческий коодинационный комитет ненасильственных действий" СККНД. Именно эти организации впоследствии ставили основу "нового левого" движения в США.
Развитие событий на рубеже 50-60-х гг. показало, что надежды правящего класса на укрепление политической стабильности и ослабление классовых конфликтов оправдались. Обострение противоречий послевоенного американского капитализма вело к росту недовольства молодого поколения внутренней и внешней политикой, отчуждению многих молодых американцев от общества. Потребность в гуманистическом идеале, общественно значимой цели обусловила оппозиционные выступления студенчества за демократические права и свободы, против ядерной угрозы и гонки вооружений, поддержку борьбы негров против расизма
...
Протест молодежных и студенческих организации вызывала внешняя политика администрации, направленная на продолжение "холодной войны" и гонки вооружений, подавление борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки за свободу и независимость. После неудавшейся попытки интервенции на Кубу в апреле 1961 г. молодежпыми и студенческими организациями был создан "Комитет за справедливое отношение к Кубе", который сумел провести несколько массовых демонстраций. В феврале 1962 г. "Союз студентов, выступающих за мир" организовал общенациональное антивоенное выступление у Белого дома. Показателем меняющихся настроений молодежи было и решительное осуждение "новыми левыми" патологического антикоммунизма, который использовался для оправдания агрессивной внешней политики, преследования прогрессивных сил внутри страны. До середины 60-х гг. прогрессивные молодежные организации не отказывались полностью от сотрудничества с либеральными кругами, в частности, с левым крылом демократической партии, так как видели в этом возможность воздействовать на политику правительства и добиваться удовлетворения своих требований.
...
Но уже в 1965 г. "новые левые" стали подвергать критике не только конкретные действия администрации, но и идеи буржуазного либерализма в целом. В докладе, подготовленном для Национальной комиссии по изучению причин и предотвращению насилия, отмечалось, что молодые активисты "всерьез воспринимали те идеалы, которым их учили, и видели, что эти идеалы отвергаются существующей политической системой в реальной жизни. Понимание того, что они очень мало могут исправить, действуя через обычные политические каналы, порождало у наиболее идеалистически настроенных и энергичных студентов чувство крушения всех надежд".
Великобритания:
читать дальшеНо до 1960-х годов студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х годов. В 1965 году 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали об альтернативных ненасильственных способах протеста, а также акция протеста в Лондонской школе экономики против правительства Йена Смита в Родезии.
В 1966 году появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 году по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100-тысячная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х годов, организовав за это время 80-тысячную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро (англ. Jack Straw) руководителем NUS в ЮАР. Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами[7], улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.
@темы: Вальпараисо forever