uta-kryakva.livejournal.com/49960.html#cutid1
Созависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве - стадии установления автономии. Психологическая автономия необходима для развития собственного "Я", отдельного от родителей. Маргарет Малер и её соавторами (1968) было проведено широкое исследование, результаты которого помогают нам лучше понять процесс развития, способствующий успешному продвижению ребенка от психологического единства после рождения к психологической автономии в возрасте 2-3х лет.
что люди, у которых эта стадия завершилась успешно в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими. У них существует целостное, внутреннее ощущение собственной уникальности и четкое представление о своем "Я", и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь при необходимости к другим людям, если им нужна помощь. Наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют. Малер также установила, что незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущения всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.
Для того, чтобы ребенок мог пройти свое "второе рождение", родителям необходимо:
-иметь надежную связь с ребенком
-воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким им хотелось бы его видеть
-не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии
-помогать и поощрять действия ребенка, направленныена здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом "да" в два раза чаще, чем словом "нет"
-обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того, чтобы ребенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир
-поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий соответствии с возрастом ребенка
-быть способным выразить понимание, поддержку, когда ребенку это потребуется
-демонстрировать эффективную психологическую независимость, спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь, быть примером для ребенка
-определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить почему, а не прибегать к силовым методам.
Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей.
из книги Б. и Дж. Уайнхолд, Освобождение от созависимости