вот не только я сегодня об этом думаю.


волшебные сказки и сепарация

В волшебной русской сказке Иван Царевич и Серый Волк в финале волк просит отрубить ему голову и потом оказывается, что это был тоже царевич. Правда, нашему главному герою очень как то не по себе, что любимому помощнику ( коню, волку) надо умереть, убить его собственными руками. Мне давно кажется, что это реально чудесный сюжет про сепарацию.

Несколько вопросов легко находят в символах этого сюжета убедительные ответы. Например, сможет ли Серый Волк, став сам царевичем, легко и на равных сотрудничать со своим «прежним хозяином»? или можно ли как-нибудь обойтись без «радикальных мер», то есть без лишения жизни. Сказка знает ответ – два царевича расходятся по своим делам, обещая при случае прийти на помощь. И про «смертоубийство» тоже понятно – как было бы странно чувствовать себя царевичу, если бы его чудесный помощник непредсказуемым образом, как то случайно, то становился конем ( Волком), то снова человеком. Вряд ли он рискнул бы, например, пришпорить такое ездовое животное. То есть переход из роли в роль должен быть оформлен достаточно радикальными средствами.

Паттерн «помогаю – получаю помощь» опасен тем, что продолжает функционировать даже тогда, когда тот кто помогал, рассчитывает на «равные отношения». Максимум что возможно – это «перевернуть ситуацию» то есть сделать так, что тот, кому помогали, теперь сам помогает. Это еще лучший исход, хотя в нем есть и подвохи. Например, уровень разрушения «того, кому помогают» должен быть равным или близким к тому, как разрушенным чувствовал себя тот, кому помогали первый раз. В общем, перспектива неприятная для обеих сторон.

И так далее…

plechanova.livejournal.com/18035.html#cutid1