Используя чувство вины действительно легче управлять...
есть такая штука.
а когда человек привык испытывать чувство вины, то даже на попытку разговора об ответственности от реагирует сильным чувством вины.
и когда у собеседника нет намерения управлять, а есть намерение разобраться в том, что произошло, почему и как можно это поправить, он получает в ответ опять привычную реакцию: чувство вины. разговор невозможен. "виноватый" не хочет испытывать это чувство, ему больно, но как по-другому, он не представляет себе, потому что другому его никогда не учили, а учили наоборот: сделал что-то неправильное - немедленно испытай чувство вины, и ты "чист". ну, можно еще вину "искупить". но любая попытка вспомнить неприятный эпизод и разобраться с ним воспринимается, как давление на чувство вины и... правильно! попытка управления!
да потому что так всегда с ним делали: управляли посредством его чувства вины.
им 1. управляли. 2. используя чувство вины.
что нынешний собеседник может быть совершенно незаинтересован в управлении, а чувство вины воспринимает как досадную помеху в общении и в ликвидации последствий инцидента... это в голову не приходит: такого опыта нет.
а что еще из этого следует? когда тот, кто привык (приучен в детстве) испытывать чувство вины, сталкивается с человеком, чувство вины испытывать не желающим, он может воспринимать его как "бессовестного" и "безответственного". даже несмотря на то, что тот предпринимает действия для ликвидации последствий / компенсации ущерба / изменения ситуации на будущее. но при этом не проявляет признаков угрызения, следовательно, вины не чувствует, не чувствует того, что "положено" и "нормально".