когда Леночка пошла в первый класс, ма решила, что должна работать на полставки, чтобы после обеда быть дома с ребенком.
она поменяла место работы, перешла из НИИ в университет, для чего ей пришлось отказаться от наполовину готовой диссертации, связей с зарубежными коллегами и рейсов на научно-исследовательских судах.
это была жертва.
ясен пень, эту жертву потом не раз припомнили виновнице всех бед - но я сейчас не об этом.
я хочу посмотреть, как это было, когда Леночка приходила из школы.
мелочи жизниона грызла ногти! так, что саму тошнило.
с этим удалось справиться только во время экзаменов в 8 классе.
ей было страшно переодеваться - надо было снять школьную форму и надеть что-нибудь домашнее или уличное. но для того, чтобы снять платье, надо было его поднять в верх и загородить всё. то есть перестать видеть окружающее. это было невероятно страшно. она оставалась непереодетой. за это сильно ругали. она не могла объяснить. чеге ты боишься? - черта... ну не было слов для этого. оно было... никакое, оно просто было вокруг, и если ты с открытыми глазами, ты, по крайней мере, видишь, что сейчас оно не вылезло откуда-то и не приближается к тебе. так спокойнее. оно еще не. а если закрыться в этом платье до потолка...
когда удавалось решиться на этот отчаянный шаг, это было неуклюжее и поспешное копошение. скорее, скорее... уффф. ничего не случилось. вокруг - никого...
можно было поиграть, пока мама не пришла. может, часик. но надо успеть убрать все на место, чтобы не ругали за беспорядок. большая беда - заиграться так, что время пролетит незаметно.
ну и уроки. домашние задания, то есть. туда относятся слова "бездарь" и "тупица", демонстрация отличного аттестата за начальную школу (он хранился у ма вместе со всеми документами) и бесконечность непонимания. потому что в ожидании упреков стыли мозги и не шевелились вовсе.
когда отец был дома, бывало, объяснял задачи он. у него это получалось как-то яснее и спокойнее, его не было страшно. Леночке больше нравилось делать домашнее задание с отцом. ма обижалась.
в те дни, когда ма была дома вообще, Леночка шла из школы очень-очень медленно, играла по дороге, воображала себе истории.
за задержку по дороге ругали очень сильно. как правило, за 15 минут - "ты на полчаса опоздала!", за полчаса - "на час!"
это я очень хорошо помню.получаются какие-то мелочеи жизни, ничего страшного. я не могу вспомнить ничего такого конкретного, но ощущение постоянного давления и на-всякий-случай страха мне не нравится.
есть косвенные сведения. подружки, которых Леночка приглашала в гости, спрашивали: а кто дома? мама или папа?
не то важно, что если папа, то шли в гости. а то мне не нравится, что если мама - то в гости не шли.