Алексей Куприянов

Возникновение Левого революционного движения Чили


Читатели стран СНГ практически не знают историю чилийской леворадикальной организации, называвшей себя Левое революционное движение (Movimiento de Izquierda Revolucionaria – отсюда и аббревиатура – МIR). В советские времена о миристах говорилось как об ультралевых путаниках, мешавших мирному продвижению Чили к социализму – хотя стратегия «мирного пути к социализму» привела все левое движение Чили к катастрофическому разгрому. Затем постсоветский обыватель уверовал в Пиночета. Впрочем, этот обыватель ничего не знает и не желает знать ни о Чили, ни о Народном Единстве, ни о Пиночете.

Постсоветским левакам миристы тоже не очень интересны. Они не укладываются в привычные рамки постсоветского левацкого паноптикума. Ведь они не были ни анархистами, ни троцкистами, ни сталинистами, ни маоистами. После поражения чилийской революции миристы выполнили свой революционный долг до конца. Многие их лидеры и активисты – включая генерального секретаря МИР, Мигеля Энрикеса, погибли с оружием в руках, сражаясь с режимом Пиночета. Но интересны они не романтикой налетов, перестрелок, покушений, побегов и смерти под пытками. Хотя и пришлось им после 11 сентября 1973 года хлебнуть этой невеселой романтики с избытком…

МИР испытывал огромное влияние Кубинской революции. Эта революция, как казалось тогда и ее друзьям, и ее врагам, перевернула всю Латинскую Америку, дала пример, как нужно делать революцию. Под влиянием кубинской революции в большинстве стран Латинской Америки возникли ультралевые организации, считавшие, что достаточно группе людей с автоматами уйти в лес и начать вооруженную борьбу, создать очаг партизанской войны – и победа революции через несколько лет обеспечена.
читать дальше