01.06.2012 в 16:18
Пишет Св.:Квир-Лего: конспект
Наконец я собрался это сделать. Это краткий конспект лекции, которую я читал несколько раз, последний раз был на Весеннем Слэшконе-2012. В этом посте даже будут картинки :) Слайды, которые я показывал на Слэшконе. И с того же доклада есть диктофонные записи: раз, два. Но они могут несколько расходиться с текстом конспекта, потому что я не все успевал сказать и сформулировать.
читать дальше
Мы будем рассматривать много аспектов человеческой идентичности, так или иначе связанных с его гендером и сексуальностью, поэтому такое обобщенное название - "гендерно-сексуальная идентичность". Сразу отмечу, что до относительно недавнего времени все входящие в нее понятия не отделялись друг от друга, и предполагалось, что биологический пол определяет все остальное. Выделение взаимосвязанных, но не взаимозависимых элементов началось позднее и продолжается до сих пор. Но об этом позже.
Биологический пол человека - это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины. В биологическом поле выделяют следующие компоненты:
- Генетический пол, или хромосомный пол — зависит от набора половых хромосом: XY у мужчин, XX у женщин.
- Гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз — яички либо яичники.
- Внутренний генитальный пол, или пол внутренних половых органов — простата и семенные пузырьки либо матка и маточные трубы.
- Наружный генитальный пол, или пол наружных половых органов — пенис и мошонка либо клитор, влагалище и половые губы.
- Гормональный пол — преобладание в крови определённого вида половых гормонов: андрогенов (мужских) либо эстрогенов (женских).
- Пол вторичных половых признаков — оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, голос, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др. Развитие вторичных половых признаков определяется как уровнем половых гормонов, так и расовыми, иными генетическими особенностями, характеристиками внешней среды.
Гендерная идентичность человека - самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то еще. Гендерная идентичность имеет разные формы выражения и обозначения ее вовне, в социум (гендерный перфоманс). Эти формы во многом зависят от того, как именно социум конструирует гендер, определяет признаки того или иного гендера и приписываемые ему гендерные роли - набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определенной сексуальной ориентации, набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.
Обычно в качестве следующего компонента гендерно-сексуальной идентичности называют сексуальную ориентацию, но я предлагаю несколько иной спектр понятий, которые объединяю в компоненте сексуальное влечение человека. Он включает два вектора: во-первых, само по себе наличие сексуального влечения и его силу, и только во-вторых - то, что принято называть "сексуальной ориентацией", направленность влечения на определенные качества его объекта. Здесь, наверное, следовало бы добавить еще вместо указанного в слайде сексуального поведения - сексуальную идентичность, в пару к гендерной идентичности; то, как человек определяет себя с точки зрения своего сексуального влечения. Сексуальное поведение является реализацией сексуальной идентичности в социуме, оно тесно связано с гендерным перфомансом и гендерными ролями, и может не всегда соответствовать сексуальному влечению.
Далее приведены еще два компонента, которые традиционно не включаются в структуру гендерно-сексуальной идентичности, а рассматриваются как ее следствие, однако я хочу обратить внимание на то, что они так или иначе встраиваются в нее и влияют на другие ее компоненты (в лекции я на них особенно останавливаться не буду, из-за ограничений объема). Во-первых, модель построения отношений - это структура сексуальных и романтических отношений, которую предпочитает человек (вероятно, можно также включить его роль в этой структуре, если она определена). Помимо традиционной для современного европейского общества модели моногамного сожительства, модель отношений может включать полиамурные отношения разных форм, дистанционные моногамные отношения разных форматов, промискуитет как модель построения отношений, осознанное одиночество и т.д. В настоящее время эти формы чаще всего рассматриваются как временные или как патологические, однако они могут быть вполне осознанным выбором, вытекающим из предпочтений человека, и формируют свои варианты гендерных и сексуальных ролей и идентичностей. То же самое и с репродуктивным выбором. Сознательное решение о заведении или незаведении детей, о методе их заведения (рождение, усыновление и т.д.) тесно связано с гендерными и сексуальными ролями и является важным компонентом гендерно-сексуальной идентичности.
Кстати, еще одним компонентом является наличие или отсутствие БДСМ-предпочтений, и при их наличии - спектр пристрастий и соответствующие роли, однако это само по себе очень сложная и многоуровневая схема, к тому же сильно маргинализированная, поэтому в список она пока не включена, дабы не усложнять.
На трех следующих слайдах используется слово "дискурс", но в тексте я буду использовать слово "подход", так как "дискурс" относится скорее к происходящему в научной и/или политической сфере, а мне хочется охватить и индивидуальное восприятие темы.
При "традиционном", а точнее - гетеронормативном подходе к вопросу теоретическая картина мира выглядит простой и понятной. Люди рождаются мальчиками и девочками, что понятно прямо сразу и абсолютно по их биологическому полу; гендерных идентичностей тоже ровно две и они распределяются в соответствии с полом (и гендерное поведение естественным образом соответствует гендерной идентичности); сексуальное влечение у всех есть и направлено строго на противоположный пол/гендер (эти понятия в гетеронормативном подходе не разделяются); сексуальная идентичность и поведение соответствуют влечению - а почему бы им не соответствовать?
Модель отношений, соответствующая этому подходу в западном мире - гетеросексуальные моногамные отношения, и обычно довеском ко всему этому является ультимативное стремление к появлению биологически своих детей, зачатых естественным способом. Хотя логика здесь не настолько очевидна, но ультимативное деторождение является следствием того, что гетеронормативный подход основан на биологическом детерминизме, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе, рассматриваются как дериваты принадлежности к биологическому полу; при торжестве биологии отношения полов во многом сводятся к репродуктивной функции. Предпочтение моногамии также объясняется частично биологическими, частично идеологическими мотивами.
Все, что отступает от этой прямолинейной логики, в гетеронормативном подходе объявляется отклонением, которое нужно исправлять, предотвращать и всячески ликвидировать.
В современном западном публичном пространстве преобладает ЛГБТ-подход, который на политическом и на идеологическом уровне сражается с гетеронормативным подходом. Он заявляет о том, что отклонения от гетеронормативного подхода не подлежат ликвидации, а являются вариацией нормы, хотя и представленной статистическим меньшинством. В то же время ЛГБТ-подход обычно сохраняет бинарное деление, свойственное гетеронормативному подходу. Например:
- Презентация транссексуальности: биологических полов два - мужской и женский; гендеров два - мужской и женский; гендер может не соответствовать биологическому полу, гендер первичен, пол подлежит изменению на противоположный.
- Презентация гомосексуальности: полов/гендеров два, сексуальное влечение может быть направлено не на противоположный, а на свой.
Даже признавая существование менее бинарных идентичностей, ЛГБТ-подход обычно пытается подогнать их под бинарную схему. Например:
- Презентация бисексуальности: пола/гендера два, сексуальное влечение направлено на оба (это заключено в самом названии).
- Презентация трансгендерности: биологических полов два, гендеров два, гендер не соответствует биологическому полу, но пол не меняется, меняется гендерный перфоманс - на противоположный.
При этом ЛГБТ-подход в публичной и политической сфере обычно делает акцент на более понятные гетеронормативному мышлению четко бинарные схемы (транссексуальность, гомосексуальность), сопровождая это аргументом из области биологического детерминизма "born this way". Те, в которых бинарность выражена слабее (бисексуальность, трансгендерность) - реже включаются в публичные и политические высказывания, подвергаются сомнению в социальном взаимодействии. Еще менее бинарные и привязанные к биологическому детерминизму схемы подвергаются еще большим сомнениям и маргинализируются.
[В лекции на Слэшконе были еще промежуточные иллюстрации того, что все рассматривающиеся в ЛГБТ-подходе идентичности свойственны исключительно современному западному миру, и в других обществах, эпохах и культурах они формировались, презентировались и определялись иначе; в качестве примеров приводились античный институт педерастии, "инверсия" и "перверсия" в викторианской Англии, индейцы-бердачи, современные индийские хиджра; таких примеров можно привести еще много.]
Рассмотрим, что на самом деле происходит, какие вариации разных компонентов существуют, помимо бинарных полюсов. Начнем с биологического пола. Между полюсами чисто мужского и чисто женского пола существует много вариаций, на каждом уровне:
- хромосомный пол - при мутациях, связанных с изменением числа половых хромосом, особи, имеющие в генотипе комбинации XY, XXY, XYY, XXYY и т. п. будут обладать мужским фенотипом различной степени выраженности, а имеющие комбинации XX, X, XXX, XXXX и т. п. — женским, однако "нестандартный" набор хромосом приводит к некоторым изменениям в гормональном фоне и т.д. (Тут еще можно условно говорить о какой-то бинарности: игрек либо есть, либо нет, и это влияет на результат.)
- гонадный пол - яички либо яичник; исходная половая железа, формирующаяся из полового валика, бипотенциальна и может развиваться в яичко, для чего необходимо присутствие полноценной Y хромосомы, целостность аутосомно-кодируемых механизмов дифференцировки, или в яичник - по умолчанию; нетипично - яичники и яички находятся в одном теле или имеют промежуточное строение.
- гормональный пол - слишком много или мало "женских" или "мужских" гормонов может оказывать решающее влияние на развитие и функции органов и всего организма. Даже у взрослого человека изменение гормонального фона может изменить весь организм.
- пол внутренних и наружних половых органов, пол вторичных половых признаков - нетипичное развитие создает различные варианты устройства тела, которые обычно зонтично называют интерсексуальностью.
Современный подход определяет все вариации биологического пола как отклонения, подлежащие профилактике и лечению, то есть ликвидации. Младенцев с явными признаками интерсексуальности оперируют вскоре после рождения. Однако люди с интерсексуальным строением тела все активнее выступают за право сохранять свое тело в его изначальном состоянии и против его патологизации. На слайде в качестве примера человека с интерсексуальностью приведена бегунья Кастер Семенья, что, возможно, не совсем корректно, так как специфика ее "половой небинарности" мне неизвестна, однако ее история является хорошим примером выталкивания человека с небинарным биологическим полом из бинарной системы.
В то же время другие люди могут сознательно изменять свое тело таким образом, чтобы избавиться от полярных признаков биологического пола и прийти к какому-то промежуточному варианту. Наиболее яркий пример этого приведен на слайде: это Норри Мэй-Уэлби, идентифицирующий себя как евнух. Многие транссексуальные и трансгендерные люди, делая переход, останавливаются на промежуточном биологическом состоянии; громкими примерами могут послужить, например, Бак Ангел и Томас Беати (последний является еще и примером "нетрадиционного" включения репродуктивного выбора в систему гендерно-сексуальной идентичности).
С гендерной идентичностью все не менее сложно. Между полярными точками "мужчина" и "женщина" существует множество промежуточных вариантов, которые используют разные самоназвания (бигендер - совмещающий мужской и женский гендер; агендер - без гендера; и так далее). Поскольку для этих промежуточных вариантов не существует готовых социальных ролей и сценариев, гендерный перфоманс у них крайне разнообразный, хотя чаще всего так или иначе отталкивается от мужского и женского гендерного перфоманса.
Очень интересная тема - сексуальное влечение. В основе этой диаграммы лежит треугольная эмблема асексуалов, изображающая переход от полного отсутствия сексуального влечения (что свойственно некоторым людям) к активной сексуальности через "серую зону" промежуточного уровня влечения и соответствующим ему идентичностям. Поскольку отсутствие сексуального влечения долго патологизировалось, сейчас эта идентичность находится в процессе самоопределения, идет много дискуссий. Тем не менее, для нас важно то, что существуют люди, которые не испытывают сексуального влечения вообще и их это устраивает, и что существуют люди, у которых сексуальное влечение проявляется слабо, или только в определенных ситуациях, или только как следствие эмоционального или интеллектуального влечения. Это важно потому, что современный мейнстримный подход представляет сексуальное влечение как биологический императив, являющийся для человека нормой, а все, что отступает от этого представления, считается в большей или меньшей степени отклонением.
Направленность сексуального влечения, или сексуальную ориентацию, обычно делят на три варианта - гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность; однако они актуальны для бинарной системы и являются продуктом гетеронормативного подхода. Уже на этапе расхождения биологического пола и гендера начинают возникать сомнения в определении ориентации, так как неизвестно, что играет большую роль в возникновении влечения - биологический пол или гендер, а вернее, в каждом конкретном случае это происходит по-разному. Я хочу обратить внимание на то, что у одних людей влечение крепко привязано к одному конкретному набору параметров гендерно-сексуальной идентичности объекта влечения (назовем это моносексуальностью), а у других этот набор параметров может быть разнообразнее, вплоть до абсолютной "всеядности" (пансексуальность).
Важно подчеркнуть, что хотя мы говорим только о сексуальном влечении, на самом деле эта схема должна включать еще и способность испытывать эмоциональное влечение, романтические чувства, влюбленность. Даже "чистая" асексуальность не исключает возникновения романтической влюбленности и эмоционального влечения (хотя в некоторых случаях человек их не испытывает никогда); в то же время наличие сексуального влечения может сочетаться с полным отсутствием влечения эмоционального (аромантизм). Хотя современное мейнстримное представление объявляет нормой только сочетание эмоционального и сексуального влечения, допуская одно без другого только как временные и маргинальные варианты, однако они могут быть полноценной сексуальной идентичностью.
И вот наконец мы добрались до квир-подхода. В чем он заключается? Вернемся к двум описанным ранее. Гетеронормативный подход создает бинарную схему с прямолинейной логикой связей между компонентами гендерно-сексуальной идентичности и исключает все варианты, которые в эту схему не ложатся; в нем существуют только две цельные идентичности "мужчина" и "женщина". ЛГБТ-подход сохраняет бинарность, но демонстрирует, что логика связей не так прямолинейна; то есть он деконструирует идентичности "мужчины" и "женщины", но появляющиеся в его рамках идентичности все равно бинарны; при этом идентичности, отступающие от прямолинейности гетеронормативности, в нем являются меньшинствами, допустимыми и равноправными, но все же отклонениями.
Квир-подход продолжает деконструкцию дальше, ликвидируя бинарность. На уровне каждого компонента существует множество вариаций, и каждая отдельная идентичность собирается из этих вариаций (как из кубиков Лего, отсюда название лекции), создавая уникальную конструкцию. В результате квир-подход не только признает и находит место в своей системе всем идентичностям, которые уже существуют и которые возникают в процессе дальнейших социальных изменений. Он также демонстрирует, что в конечном счете не существует "большинства", так как практически любой набор компонентов гендерно-сексуальной идентичности является в той или иной степени "квирным", не соответствующим образцам гетеронормативного подхода. То есть, в конечном счете, разнообразие вариантов таково, что выделить среди них нормативный не представляется возможным, а главное - нужным.
Хотя в современном обществе главенствует гетеронормативный подход, который требует для выживания максимально соответствовать своим образцам, и поэтому многие подгоняют свое поведение и выбирают идентичности, вписывающиеся в гетеронормативную схему, однако развитие квирных идентичностей и рост разнообразия квирности в социуме говорит о постепенной смене главенствующей схемы.
Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях - цитата из сериала Star Trek, основополагающая формула описываемой там философской школы IDIC (Infinite Diversity in Infinite Combinations). Символ обозначает эту же философию, но специально для меня bosetsu добавила к нему радужный спектр
Темы, которые я не раскрываю в этом докладе
- модели построения отношений и их связь с другими компонентами
- репродуктивный выбор и его связь с другими компонентами
- изменчивость гендерно-сексуальной идентичности с точки зрения квир-подхода
- уровни проявления гендерно-сексуальной идентичности и ее легитимизации в социуме (индивидуальный, социальный, институциональный)
- полезность квир-подхода с точки зрения правозащитной деятельности, квир-активизма и феминизма
URL записиНаконец я собрался это сделать. Это краткий конспект лекции, которую я читал несколько раз, последний раз был на Весеннем Слэшконе-2012. В этом посте даже будут картинки :) Слайды, которые я показывал на Слэшконе. И с того же доклада есть диктофонные записи: раз, два. Но они могут несколько расходиться с текстом конспекта, потому что я не все успевал сказать и сформулировать.
читать дальше
Мы будем рассматривать много аспектов человеческой идентичности, так или иначе связанных с его гендером и сексуальностью, поэтому такое обобщенное название - "гендерно-сексуальная идентичность". Сразу отмечу, что до относительно недавнего времени все входящие в нее понятия не отделялись друг от друга, и предполагалось, что биологический пол определяет все остальное. Выделение взаимосвязанных, но не взаимозависимых элементов началось позднее и продолжается до сих пор. Но об этом позже.
Биологический пол человека - это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины. В биологическом поле выделяют следующие компоненты:
- Генетический пол, или хромосомный пол — зависит от набора половых хромосом: XY у мужчин, XX у женщин.
- Гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз — яички либо яичники.
- Внутренний генитальный пол, или пол внутренних половых органов — простата и семенные пузырьки либо матка и маточные трубы.
- Наружный генитальный пол, или пол наружных половых органов — пенис и мошонка либо клитор, влагалище и половые губы.
- Гормональный пол — преобладание в крови определённого вида половых гормонов: андрогенов (мужских) либо эстрогенов (женских).
- Пол вторичных половых признаков — оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, голос, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др. Развитие вторичных половых признаков определяется как уровнем половых гормонов, так и расовыми, иными генетическими особенностями, характеристиками внешней среды.
Гендерная идентичность человека - самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то еще. Гендерная идентичность имеет разные формы выражения и обозначения ее вовне, в социум (гендерный перфоманс). Эти формы во многом зависят от того, как именно социум конструирует гендер, определяет признаки того или иного гендера и приписываемые ему гендерные роли - набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определенной сексуальной ориентации, набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.
Обычно в качестве следующего компонента гендерно-сексуальной идентичности называют сексуальную ориентацию, но я предлагаю несколько иной спектр понятий, которые объединяю в компоненте сексуальное влечение человека. Он включает два вектора: во-первых, само по себе наличие сексуального влечения и его силу, и только во-вторых - то, что принято называть "сексуальной ориентацией", направленность влечения на определенные качества его объекта. Здесь, наверное, следовало бы добавить еще вместо указанного в слайде сексуального поведения - сексуальную идентичность, в пару к гендерной идентичности; то, как человек определяет себя с точки зрения своего сексуального влечения. Сексуальное поведение является реализацией сексуальной идентичности в социуме, оно тесно связано с гендерным перфомансом и гендерными ролями, и может не всегда соответствовать сексуальному влечению.
Далее приведены еще два компонента, которые традиционно не включаются в структуру гендерно-сексуальной идентичности, а рассматриваются как ее следствие, однако я хочу обратить внимание на то, что они так или иначе встраиваются в нее и влияют на другие ее компоненты (в лекции я на них особенно останавливаться не буду, из-за ограничений объема). Во-первых, модель построения отношений - это структура сексуальных и романтических отношений, которую предпочитает человек (вероятно, можно также включить его роль в этой структуре, если она определена). Помимо традиционной для современного европейского общества модели моногамного сожительства, модель отношений может включать полиамурные отношения разных форм, дистанционные моногамные отношения разных форматов, промискуитет как модель построения отношений, осознанное одиночество и т.д. В настоящее время эти формы чаще всего рассматриваются как временные или как патологические, однако они могут быть вполне осознанным выбором, вытекающим из предпочтений человека, и формируют свои варианты гендерных и сексуальных ролей и идентичностей. То же самое и с репродуктивным выбором. Сознательное решение о заведении или незаведении детей, о методе их заведения (рождение, усыновление и т.д.) тесно связано с гендерными и сексуальными ролями и является важным компонентом гендерно-сексуальной идентичности.
Кстати, еще одним компонентом является наличие или отсутствие БДСМ-предпочтений, и при их наличии - спектр пристрастий и соответствующие роли, однако это само по себе очень сложная и многоуровневая схема, к тому же сильно маргинализированная, поэтому в список она пока не включена, дабы не усложнять.
На трех следующих слайдах используется слово "дискурс", но в тексте я буду использовать слово "подход", так как "дискурс" относится скорее к происходящему в научной и/или политической сфере, а мне хочется охватить и индивидуальное восприятие темы.
При "традиционном", а точнее - гетеронормативном подходе к вопросу теоретическая картина мира выглядит простой и понятной. Люди рождаются мальчиками и девочками, что понятно прямо сразу и абсолютно по их биологическому полу; гендерных идентичностей тоже ровно две и они распределяются в соответствии с полом (и гендерное поведение естественным образом соответствует гендерной идентичности); сексуальное влечение у всех есть и направлено строго на противоположный пол/гендер (эти понятия в гетеронормативном подходе не разделяются); сексуальная идентичность и поведение соответствуют влечению - а почему бы им не соответствовать?
Модель отношений, соответствующая этому подходу в западном мире - гетеросексуальные моногамные отношения, и обычно довеском ко всему этому является ультимативное стремление к появлению биологически своих детей, зачатых естественным способом. Хотя логика здесь не настолько очевидна, но ультимативное деторождение является следствием того, что гетеронормативный подход основан на биологическом детерминизме, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе, рассматриваются как дериваты принадлежности к биологическому полу; при торжестве биологии отношения полов во многом сводятся к репродуктивной функции. Предпочтение моногамии также объясняется частично биологическими, частично идеологическими мотивами.
Все, что отступает от этой прямолинейной логики, в гетеронормативном подходе объявляется отклонением, которое нужно исправлять, предотвращать и всячески ликвидировать.
В современном западном публичном пространстве преобладает ЛГБТ-подход, который на политическом и на идеологическом уровне сражается с гетеронормативным подходом. Он заявляет о том, что отклонения от гетеронормативного подхода не подлежат ликвидации, а являются вариацией нормы, хотя и представленной статистическим меньшинством. В то же время ЛГБТ-подход обычно сохраняет бинарное деление, свойственное гетеронормативному подходу. Например:
- Презентация транссексуальности: биологических полов два - мужской и женский; гендеров два - мужской и женский; гендер может не соответствовать биологическому полу, гендер первичен, пол подлежит изменению на противоположный.
- Презентация гомосексуальности: полов/гендеров два, сексуальное влечение может быть направлено не на противоположный, а на свой.
Даже признавая существование менее бинарных идентичностей, ЛГБТ-подход обычно пытается подогнать их под бинарную схему. Например:
- Презентация бисексуальности: пола/гендера два, сексуальное влечение направлено на оба (это заключено в самом названии).
- Презентация трансгендерности: биологических полов два, гендеров два, гендер не соответствует биологическому полу, но пол не меняется, меняется гендерный перфоманс - на противоположный.
При этом ЛГБТ-подход в публичной и политической сфере обычно делает акцент на более понятные гетеронормативному мышлению четко бинарные схемы (транссексуальность, гомосексуальность), сопровождая это аргументом из области биологического детерминизма "born this way". Те, в которых бинарность выражена слабее (бисексуальность, трансгендерность) - реже включаются в публичные и политические высказывания, подвергаются сомнению в социальном взаимодействии. Еще менее бинарные и привязанные к биологическому детерминизму схемы подвергаются еще большим сомнениям и маргинализируются.
[В лекции на Слэшконе были еще промежуточные иллюстрации того, что все рассматривающиеся в ЛГБТ-подходе идентичности свойственны исключительно современному западному миру, и в других обществах, эпохах и культурах они формировались, презентировались и определялись иначе; в качестве примеров приводились античный институт педерастии, "инверсия" и "перверсия" в викторианской Англии, индейцы-бердачи, современные индийские хиджра; таких примеров можно привести еще много.]
Рассмотрим, что на самом деле происходит, какие вариации разных компонентов существуют, помимо бинарных полюсов. Начнем с биологического пола. Между полюсами чисто мужского и чисто женского пола существует много вариаций, на каждом уровне:
- хромосомный пол - при мутациях, связанных с изменением числа половых хромосом, особи, имеющие в генотипе комбинации XY, XXY, XYY, XXYY и т. п. будут обладать мужским фенотипом различной степени выраженности, а имеющие комбинации XX, X, XXX, XXXX и т. п. — женским, однако "нестандартный" набор хромосом приводит к некоторым изменениям в гормональном фоне и т.д. (Тут еще можно условно говорить о какой-то бинарности: игрек либо есть, либо нет, и это влияет на результат.)
- гонадный пол - яички либо яичник; исходная половая железа, формирующаяся из полового валика, бипотенциальна и может развиваться в яичко, для чего необходимо присутствие полноценной Y хромосомы, целостность аутосомно-кодируемых механизмов дифференцировки, или в яичник - по умолчанию; нетипично - яичники и яички находятся в одном теле или имеют промежуточное строение.
- гормональный пол - слишком много или мало "женских" или "мужских" гормонов может оказывать решающее влияние на развитие и функции органов и всего организма. Даже у взрослого человека изменение гормонального фона может изменить весь организм.
- пол внутренних и наружних половых органов, пол вторичных половых признаков - нетипичное развитие создает различные варианты устройства тела, которые обычно зонтично называют интерсексуальностью.
Современный подход определяет все вариации биологического пола как отклонения, подлежащие профилактике и лечению, то есть ликвидации. Младенцев с явными признаками интерсексуальности оперируют вскоре после рождения. Однако люди с интерсексуальным строением тела все активнее выступают за право сохранять свое тело в его изначальном состоянии и против его патологизации. На слайде в качестве примера человека с интерсексуальностью приведена бегунья Кастер Семенья, что, возможно, не совсем корректно, так как специфика ее "половой небинарности" мне неизвестна, однако ее история является хорошим примером выталкивания человека с небинарным биологическим полом из бинарной системы.
В то же время другие люди могут сознательно изменять свое тело таким образом, чтобы избавиться от полярных признаков биологического пола и прийти к какому-то промежуточному варианту. Наиболее яркий пример этого приведен на слайде: это Норри Мэй-Уэлби, идентифицирующий себя как евнух. Многие транссексуальные и трансгендерные люди, делая переход, останавливаются на промежуточном биологическом состоянии; громкими примерами могут послужить, например, Бак Ангел и Томас Беати (последний является еще и примером "нетрадиционного" включения репродуктивного выбора в систему гендерно-сексуальной идентичности).
С гендерной идентичностью все не менее сложно. Между полярными точками "мужчина" и "женщина" существует множество промежуточных вариантов, которые используют разные самоназвания (бигендер - совмещающий мужской и женский гендер; агендер - без гендера; и так далее). Поскольку для этих промежуточных вариантов не существует готовых социальных ролей и сценариев, гендерный перфоманс у них крайне разнообразный, хотя чаще всего так или иначе отталкивается от мужского и женского гендерного перфоманса.
Очень интересная тема - сексуальное влечение. В основе этой диаграммы лежит треугольная эмблема асексуалов, изображающая переход от полного отсутствия сексуального влечения (что свойственно некоторым людям) к активной сексуальности через "серую зону" промежуточного уровня влечения и соответствующим ему идентичностям. Поскольку отсутствие сексуального влечения долго патологизировалось, сейчас эта идентичность находится в процессе самоопределения, идет много дискуссий. Тем не менее, для нас важно то, что существуют люди, которые не испытывают сексуального влечения вообще и их это устраивает, и что существуют люди, у которых сексуальное влечение проявляется слабо, или только в определенных ситуациях, или только как следствие эмоционального или интеллектуального влечения. Это важно потому, что современный мейнстримный подход представляет сексуальное влечение как биологический императив, являющийся для человека нормой, а все, что отступает от этого представления, считается в большей или меньшей степени отклонением.
Направленность сексуального влечения, или сексуальную ориентацию, обычно делят на три варианта - гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность; однако они актуальны для бинарной системы и являются продуктом гетеронормативного подхода. Уже на этапе расхождения биологического пола и гендера начинают возникать сомнения в определении ориентации, так как неизвестно, что играет большую роль в возникновении влечения - биологический пол или гендер, а вернее, в каждом конкретном случае это происходит по-разному. Я хочу обратить внимание на то, что у одних людей влечение крепко привязано к одному конкретному набору параметров гендерно-сексуальной идентичности объекта влечения (назовем это моносексуальностью), а у других этот набор параметров может быть разнообразнее, вплоть до абсолютной "всеядности" (пансексуальность).
Важно подчеркнуть, что хотя мы говорим только о сексуальном влечении, на самом деле эта схема должна включать еще и способность испытывать эмоциональное влечение, романтические чувства, влюбленность. Даже "чистая" асексуальность не исключает возникновения романтической влюбленности и эмоционального влечения (хотя в некоторых случаях человек их не испытывает никогда); в то же время наличие сексуального влечения может сочетаться с полным отсутствием влечения эмоционального (аромантизм). Хотя современное мейнстримное представление объявляет нормой только сочетание эмоционального и сексуального влечения, допуская одно без другого только как временные и маргинальные варианты, однако они могут быть полноценной сексуальной идентичностью.
И вот наконец мы добрались до квир-подхода. В чем он заключается? Вернемся к двум описанным ранее. Гетеронормативный подход создает бинарную схему с прямолинейной логикой связей между компонентами гендерно-сексуальной идентичности и исключает все варианты, которые в эту схему не ложатся; в нем существуют только две цельные идентичности "мужчина" и "женщина". ЛГБТ-подход сохраняет бинарность, но демонстрирует, что логика связей не так прямолинейна; то есть он деконструирует идентичности "мужчины" и "женщины", но появляющиеся в его рамках идентичности все равно бинарны; при этом идентичности, отступающие от прямолинейности гетеронормативности, в нем являются меньшинствами, допустимыми и равноправными, но все же отклонениями.
Квир-подход продолжает деконструкцию дальше, ликвидируя бинарность. На уровне каждого компонента существует множество вариаций, и каждая отдельная идентичность собирается из этих вариаций (как из кубиков Лего, отсюда название лекции), создавая уникальную конструкцию. В результате квир-подход не только признает и находит место в своей системе всем идентичностям, которые уже существуют и которые возникают в процессе дальнейших социальных изменений. Он также демонстрирует, что в конечном счете не существует "большинства", так как практически любой набор компонентов гендерно-сексуальной идентичности является в той или иной степени "квирным", не соответствующим образцам гетеронормативного подхода. То есть, в конечном счете, разнообразие вариантов таково, что выделить среди них нормативный не представляется возможным, а главное - нужным.
Хотя в современном обществе главенствует гетеронормативный подход, который требует для выживания максимально соответствовать своим образцам, и поэтому многие подгоняют свое поведение и выбирают идентичности, вписывающиеся в гетеронормативную схему, однако развитие квирных идентичностей и рост разнообразия квирности в социуме говорит о постепенной смене главенствующей схемы.
Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях - цитата из сериала Star Trek, основополагающая формула описываемой там философской школы IDIC (Infinite Diversity in Infinite Combinations). Символ обозначает эту же философию, но специально для меня bosetsu добавила к нему радужный спектр
Темы, которые я не раскрываю в этом докладе
- модели построения отношений и их связь с другими компонентами
- репродуктивный выбор и его связь с другими компонентами
- изменчивость гендерно-сексуальной идентичности с точки зрения квир-подхода
- уровни проявления гендерно-сексуальной идентичности и ее легитимизации в социуме (индивидуальный, социальный, институциональный)
- полезность квир-подхода с точки зрения правозащитной деятельности, квир-активизма и феминизма