это просто вот чтобы уже покончить с этим делом. поставить точку.
еще раз, я не говорю, что кто-то хуже, а кто-то лучше.
у них такая работа. у меня другая работа. и для меня тексты - не работа, а
это про меня.
а вот то, другое. мне непостижимое совершенно, пока я не на работе, конечно.
*
Нередко мне приходится не показывать синопсисы редакторам, а зачитывать их по телефону. Таким образом мы сотрудничаем с Натальей Старостиной из издательства «Вагриус». У неё всегда острая нехватка времени, и мне приходится ужимать даже синопсис.
Кстати, именно Наталья «правила мне руку и мозги» на первых порах. Вот ее рецепт грамотного синопсиса:
- Изложение событий линейное, по традиционному маршруту — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Ничего лишнего, ничего, что отвлекает от развития сюжета.
- В тексте синопсиса должна чётко отражаться основная идея — о чём этот роман. К примеру, роман о любви зрелой красавицы к юноше; о каннибале, который искал жертвы по Интернету; о приключениях незадачливых туристов в экзотической стране; о профессиональном подвиге мужчины-гинеколога и т.п.
- Из текста должно быть понятно, какие изменения произошли с главными героями за время, охваченное в романе. Каким герой был в начале повествования, чего достиг, осознал, добился. Это как мораль в басне. В зависимости от жанра финал может быть как трагичным, так и счастливым.
- Нужно четко обозначить момент кульминации, то есть основное поворотное событие, после которого всё изменяется.
- Указать время основного действия, эпоху и период, охваченный в романе (неделя, год, четверть века).
Порой, выслушав меня, Наталья Старостина выдаёт свой коронный вопрос: «Ну, и что?» И я начинаю смотреть на свой синопсис с другой точки зрения, а затем терпеливо перерабатываю его — до тех пор, пока не получится что-то стоящее.
Татьяна Бушева, ведущий редактор издательства «Гелеос» обычно быстро разделывается как с синопсисом, так и с текстом романа: «Скучновато» или «Мне понравилось». И не следует ждать от неё большего. У неё отменное профессиональное чутьё. Ей нужно просто верить.
Ольга Юрьева, ответственный редактор издательства «Центрполиграф», тоже моментально оценивает потенциал синопсиса и, если надо, даёт изумительно точные рекомендации.
Самое любопытное, что чаще всего мнения моих редакторов не совпадают. Это загадка для меня и вечная моя мука.
(с) Лариса Теплякова
этим и многим другим можно обогатиться здесь: avtoram.com/